Игры без видеокарты (софтверный рендеринг процессором) на i9 9900k

Не так давно на сайте был материал про самую слабую видеокарту и то как она тянет игры. Но в самом начале было дано определение для того — что считать самой слабой видеокартой — а именно то, что видеокарта должна поддерживать современные игры (быть совместима с современными API), иначе будут просто тесты старой видеокарты в старых играх.

Но кроме того я упомянул, что видеокарты прошли определенный путь эволюции и какое-то время видеокартами были такие устройства, которые выводили видеосигнал на экран, но не имели функции 3D ускорения. А графика рассчитывалась либо силами процессора, либо силами отдельного 3D ускорителя.

3D ускоритель 3D FX подключен к компьютеру и видеокарте без ускорения

Возможно ли сейчас такое?

И тут самое интересное в том, что несмотря на то что прогресс идёт — обратные совместимости и преемственность не пропадает. То есть вопреки общему пониманию — видеокарта, в виде 3D ускорителя, не является обязательной частью компьютера. Любые вычислительные функции выполняемые компьютером могут быть выполнены процессором в софтверном режиме, включая и отрисовку игр. Пример того как современный процессор считает графику был не так давно на канале Linus Tech Tips, где оказалось, что 64 ядерный трейдрипер может запустить первый крайзис без 3D ускорения.

Предлагаю сейчас сделать тоже самое, только со счётчиком FPS, в нормальной качестве и в большем числе игр. Правда за систему будет не 64 ядерный процессор, а всего лишь 8 ядерный i9 9900k в стоке, с памятью в 3600 МГц из родного для неё XMP профиля, то есть практически стоковая система.

Вы легко можете попробовать запустить игры и на своём процессоре!

И для начала я покажу как заставить систему ускорять графику софтверно процессором, а не видеокартой.

А сделать это очень просто. Заходите в диспетчер устройств и удаляете свою видеокарту, или все свои видеокарты, если их несколько.

Нажмите для увеличения

Успешное удаление драйверов и переключения карты только в режим вывода изображения можно увидеть сразу по тому, что перестала работать вертикальная синхронизация для всего, включая окна, то есть быстро двигая окна — они начнут разваливаться.

Естественно аппаратные декодеры, которые есть во всех современных видеокартах, включая встроенные тоже перестают работать. То есть просматривая видео — грузятся ядра процессора.

Аналогично всё и в играх.

К сожалению в данном тесте есть и сложности. Не работали практически все программы которые выводят оверлей, заработал только FRAPS, а загрузку процессора мы сможем увидеть только штатными средствами Windows. Кроме этого без драйверов система прописала только поддержку разрешения FullHD, которое почти во всех играх не менялось даже в оконном режиме.

Естественно были игры которые при этом не запускались. Однако, в софтверном режиме не запустилось только процентов 30 из всех игр, что я пробовал запустить. То есть в целом — это работает на удивление хорошо, даже несмотря на то, что маловероятно, что кто-то из разработчиков игр проверял свои продукты в софтверном режиме отрисовки.

Тесты в играх

Начнём с GTA 5.

Минимальный настройки, почти FullHD, с поправкой на рамки оконного режима. Рендеринг 0,5.

В помещении можно получить 5-8 FPS, но на улице не всё так хорошо. Иногда FPS падает до двух.

Есть большие задержки управления, иногда кнопки залипают, то есть когда отпускаешь ехать или идти вперёд или вбок — кнопки не отпускаются (не физически, конечно, пальцы в клавиатуре не вязнут, не отпускаются нажатия виртуально только при регистрации их в игре).

Тем не менее я попытался доехать до края карты, чтобы посмотреть какая будет производительность когда перед игроком будет грузиться очень мало объектов. Для производительности это очень важно, так как кроме как эффекты и прочие штуки с тенями — процессор должен обрабатывать вызовы на отрисовку и как видеокарта, и как процессор для обычного состояния игры, что сильно тормозит работу игры.

Стоит отметить, что процессор загрузился не целиком, скорее всего проблемы с работой HT. Иногда плохая работа HT плохо видна по загрузке отдельных потоков, а выглядит как недогруз всех потоков. Но, уже когда я довольно не плохо приблизился к краю, и  уже проскакивали моменты до 10 FPS.

Случилось непоправимое, слетев с эстакады автомобиль перевернулся и взорвался, перенеся персонажа в больницу. Второй раз повторять столь сложный путь я не решился, так что просто зашёл в угол и посмотрел в пол, получив до 14 FPS. думаю на краю карты было бы примерно столько же.

Следующая игра — Sims3.

Минимальные настройки и так же FullHD.

Из интересного стоит отметить, что при запуске игра написала, что не может определить что за видеокарта у меня и поэтому решила выставить максимальные параметры графики.

Естественно я переставил их на минимальные.

В этой игре с загрузкой процессора никаких проблем нет — полностью погружались все 16 потоков. Естественно не надо думать, что так же будет когда процессор не занимается отрисовкой. Это совсем другие вещи, отрисовка отлично параллелиться, а то что делает процессор в играх — не очень. В Sims 3 с софтверным рендерингом получается около 40 FPS. Играть можно без проблем.

Watch Dogs 2

FullHD, минимальные настройки, рендеринг 0,5.

1, иногда 2 FPS. Очень высокие задержки управления. Иногда даже начинала «жевать» звук. Играть практически невозможно. Загрузка процессора ещё ниже, чем в GTA5, но при этом задействованы все 16 потоков процессора.

Судя по всему игра просчитывает пересечения и траектории не в том порядке, так что между кадрами можно спокойно проникнуть внутрь стены

И в отличие от GTA 5 не удалось успешно переместиться куда-то подальше от густонаселенной части города, где FPS был бы повыше.

Опять некоторые надежды я питал от возможности купить видекоарту в PC Building Simulator. В видео с самой слабой видеокартой скорее всего у меня просто были заняты все слоты для карт расширения, поэтому купленная в игре видеокарта не смогла увеличить производительность. В этот раз видеокарты нет вообще, так что ничего бы не помешало купленной видеокарте начать выполнять свою работу и ускорить игры.

Но с низким FPS, около 3-х кадров в секунду, к сожалению, не удалось прожать кнопку входя в магазин комплектующих. Так что купить видеокарты не удалось. Я решил починить в игре другой компьютер в котором уже была установлена видеокарта. С огромным трудом подключил все необходимые кабели, загрузился с флешки, но к сожалению меня ждала схожая проблема.

Не удалось на рабочем столе прожать иконку которая позволила бы установить антивирус и починить компьютер. так что и эта система оказалось для меня недоступной.

Project CARS.

В ней удалось уменьшить разрешение до 640х480 в оконном режиме. Но возникла другая проблема — в таком виде не читались шрифты, так что пришлось прибегнуть к экранной лупе чтобы перемещаться по меню игр. Это было не просто, но всё же удалось запустить гонку.

Использование экранной лупы для навигации в игре

Но 0 FPS несколько испортили впечатление от игрового процесса.

Стоит отметить, что звук шёл нормальный, то есть я в целом понимал что перемещаюсь, и упираясь в стены игра резко начинала идти лучше, иногда даже до 10 FPS, но вот попытки вырулить на трассу оставились не успешными.

Тем не менее процессор грузился хорошо. Все потоки и почти всегда до 100%.

Далее предлагаю посмотреть на первый Crysis. Именно в нём показывали производительность 64 ядерного Threadripper.

Давно не играл в игру и оказалось, что вторжение инопланетян запланировано на август 2020 года.

В целом текущие реалии 2020 года намекают на то, что это вполне допустимое развитие событий. Единственное вместо костюмов как в «крайзисе» были разработаны только экзоскелеты для курьеров с едой.

Что, в целом ± одно и тоже. Так что наша вселенная имеет некоторые сходства с событиями из Crysis. В своём видео Лайнус не показал какой был FPS у человека который демонстрировал Crysis. Но у него было видно что игра фризила. На i9 9900k особых фризов не было. Но FPS на берегу не доходил и до 20.

Вспоминая 2007 год и то как у меня игра шла на 8600 GT скажу, что 8 ядерный процессор пока не смог дотянуться до той карты, так как играть было крайне не комфортно, но, всё же возможно. Тут же дойдя до первой крупной стычки (в которой есть ненавистная мной лодка, кто играл на самой высокой сложности, думаю, тоже не очень любят эту лодку) — оказалось, что продуктивно играть на системе без видеокарты — не получается.

При этом игра очень плохо грузит процессор. Занято только 7 потоков, причём без разбора на потоки одних и тех же ядер. Настоящие ядра расположены в диспетчере задач через одно. То есть соседние потоки — это потоки одного и того же ядра.

Дальше я запустил бенчмарк Rise of the Tomb Raider. Которая запустилась, кстати, только в 11 DX.

Благодаря малой скорости работы стало видно одну особенность бенчмарка, которую я ранее не видел — перед тем как камера оказывается в обычном положении игра прогружается с обычной камерой от третьего лица.

Первые кадры бенчмарка

Стоит отметить — довольно хорошую загрузку ядер процессора. Но FPS не превысил 2.

Shadow of the Tomb Raider тоже запустилась, но вывела сообщение, которое, скорее всего является следствием не лучшего перевода.

Скорее всего предупреждение сообщало о том, что не определён тип видеокадптера, но дословно было написано, что «видеоадаптер не установлен», что в данном случае было очень точно подмечено.

Запущен был бенчмарк так же в FullHD, так как другие разрешения не включались, но с рендерингом в 20%.

И это оказалась самой медленной игрой в тесте. Скрежет звука, 0 FPS, захлёбывание работы, часть времени игра переставала загрузиться, что видно по пиле в загрузке процессора.

Далее ещё было решено проверить как дела обстоят в Crysis 3 и на сколько изменились требования в сравнении с первой частью. Игра запустилась в сниженном разрешении, но при этом писала, что запущена в FullHD. Но это было не FullHD.

Какое было разрешение — я не знаю.

В сравнении с первой частью загружались уже все потоки процессора и довольно не плохо.

Однако производительность оказалось очень низкой. Я с трудом преодолел минное поле вокруг которого не было противников, а мины, как оно естественно в жизни и бывает (нет) не замаскированы, а моргают ярким красным светом.

В общем — поиграть на i9 9900k без видеокарты в крайзис 3, к сожалению не получиться.

Делал я эти тесты на майские праздники, так что логично решил посетить полевые работы в Farming Simulator 19. Если поручать все работы найминтам (ботам), то скорее всего так даже удастся поиграть.

Однако удовольствие от игры с FPS в районе 5 довольно сомнительное. Хотя стоит отметить, что при этом задержки управления в игре довольно приемлемые для эффективного маневрирования.

Потоки  процессора загружены не равномерно. На полевых работах, всегда находятся те кто стремиться где-то протеряться и пофилонить пока остальные работают. Вот так вот и выходит 4-5 FPS.

Последняя игра в тесте — Control. Запустилась она тоже в сниженном разрешении. В каком именно я не знаю. Игра утверждала, что это FullHD.

Но это был точно не FullHD.

Несмотря на 5-6 FPS на удивление игра оказалась довольно результативной. Целится было сложно, но так как героиня имеет телекинетические способности, то большая часть урона может быть нанесена без точного прицеливания и эта игра напомнила мне детство, когда считалось что игра на компьютере идёт если она запустилась.

Помню примерно так же я проходил игру по мотивам алисы в стране чудес (American McGee’s Alice) про девочку, у которой не всё в порядке было с головой и она в зазеркалье ушла прямо из своей палаты.

Все ядра грузяться хорошо.

Итоги

Вообще интересно было бы увидеть как игра работает в софтверной отрисовки на 64 ядерном процессоре. К сожалению на том мероприятии где снимал Лайнус своё видео показывали Crysis, который и там грузил всего несколько потоков, то есть игру подобрали не самую лучшую.

Если говорить про 8 ядер, то процессор ни одну современную игру до играбельного уровня потянуть не смог. То есть если бы сейчас существовали видеокарты без 3D ускорения то поиграть даже на производительном процессоре всё равно бы не получилось (вообще на алиэкспресе есть USB видеокарты, работают ли они в реальности я не знаю, но, полагаю, если работают, то 3D ускорения там нет).

В любом случае даже у этого процессора есть и встроенная графика, которая, естественно, в несколько раз производительнее в 3D ускорении, чем ядра этого процессора. Ну и скорее всего переход отрисовки обратно софтверно мы уже никогда не увидим.

Видео на YouTube канале "Этот компьютер"

3 Comments on “Игры без видеокарты (софтверный рендеринг процессором) на i9 9900k”

Добавить комментарий