Содержание
Не так давно в интернет утёк образ с билдом Windows 11 для разработчиков. В этой статье мы на него посмотрим. Но естественно стоит уточнить, что это не альфа, не бета и тем более не релиз кандидат или RTM сборка.
Всё что показано может к релизу изменится.
Полученные результаты в будущем мы ещё сравним с релизной версией.
Данная статья имеет две глобальные части: изменения в том, что видно (установщик, интерфейс и т.д.) и то, что не видно (стабильность работы, баги, изменение производительности).
Часть 1. Внешние изменения.
Процесс установки. Новые меню, длительность установки.
Ну и как и в любой другой операционной системе начинается всё с установки.
К слову — все тесты я проводил не на виртуальной машине.
Я накатил всё по чесноку, экран захватывал картой захвата и т.д. В общем — я не только установил систему, но мы сможем корректно говорить и о производительности. Windows 10, также как и 11 я специально поставил свежую для объективности тестов и набор софта на обеих системах идентичный.
Что касается установки, то меню похожи на то, что я вам показывал в Windows 10X, но отличия есть.
Но если говорить про начало установки, то это меню ещё из инсталлятора для Windows 7. В общем — процесс привычен, что я считаю плюсом, так как сложнее накосячить с выбором раздела под установку.
Дальше меню как бы и новые, но на самом деле — они дублируют все старые меню из инсталлятора Windows 10, только с другим интерфейсом.
И к слову — за годы выпуска Windows 10 меню его инсталлятора тоже несколько раз менялись. Но это изменение, конечно, кардинальнее. Поэтому пришлось потратить на секунд 30 больше времени на то, чтобы найти меню для создания автономной, то есть локальной, учётной записи. Майкрософт постарались его спрятать, но оно в инсталяторе — есть.
Время установки (Windows 10 vs Windows 11)
Я на этом акцентировал внимание потому что я естественно для сравнения работы поставил и Windows 10, и в том числе засекал время необходимое для установки этих двух операционных систем.
Обе системы я ставил с одной и той же флешки и на одном и том же железе — i9 9900k в стоке.
Начиная с установки, включая все меню для windows 10 первый этап шёл 4:40, до перехода в главное меню настройки прошло 7:26, а рабочий стол я получил спустя 9:56.
В Windows 11 я немного затупил на этапе выбора раздела, потратив там примерно на 30 секунд больше времени и первый этап занял 5:08, появление главного меню настройки произошло на 7:29, где опять же я потратил больше времени из-за поиска выбора локальной учётной записи, и рабочий стол я увидел спустя 11:47 секунд.
то есть процесс установки занял почти на 2 минуты больше времени, но стоит отметить, что примерно одна из этих двух минут — это то, что я дольше копался при установке. То есть на деле разница по времени установки примерно 1 минута.
Но не всё так просто.
Настройка оборудования и автоматическая установка драйверов (отличия Windows 10 и Windows 11)
Microsoft поменяли логику событий. Дело в том, что в Windows 10 настройка внешних устройств происходит после появления рабочего стола. То есть уже в процессе работы системы отображаются новые обнаруженные устройства, автоматически устанавливается драйвер на видеокарту и т.д.
В Windows 11 — установка драйверов на все обнаруженные устройства происходит до появления рабочего стола. Это во-первых позволяет не видеть кучу лишних уведомлений, а во-вторых иногда в Windows 10 из-за отсутствия фирменного драйвера стоит неверное разрешение экрана и при фоновой установке драйвера уже в процессе работы системы моргает экран. В Windows 11 такого не происходит, но всё же на Windows 10 можно уже начать настройку другого софта на минуту раньше.
Требования к дисковому пространству (Windows 10 vs Windows 11)
Теперь давайте посмотрим какая из систем больше занимает места на диске.
Windows 10 после установки занимала 30 ГБ, после установки всех обновлений объём вырос до 38,6 ГБ,
но после чистки диска после обновлений, что я лично сразу делать не рекомендую — занимаемое пространство чистой системы составило 32,8 ГБ.
В Windows 11 крупных обновлений не было и чистая система занимает около 27,6 ГБ. Однако к релизу размер будет больше, так как в этой сборке меньше фирменного софта, чем в Windows 10. В общем — по объёму, вероятно, будет тоже около 30 ГБ, как и в Windows 10.
Требования к подсистеме памяти (потребление RAM Windows 10 vs Windows 11)
Windows 10 требует от 1,9 до 2,1 ГБ памяти.
Windows 11 от 2,2 до 2,4 ГБ памяти. Иными словами — требования к оперативной памяти выросли на 200-300 МБ. Учитывая скорый выход DDR5 с планками гиганских объёмов, не думаю, что будет актуально покупать планки объемом меньше 16 ГБ, но для старых ПК дополнительные 200-300 МБ может быть значимо.
Время холодного и горячего запуска Windows 10 vs Windows 11
Ну и так же я замерил время запуска системы.
Думаю многие в курсе, что для систем есть разница — холодный или горячий запуск. Я естественно проверил оба варианта.
Как раз из-за этого теста я ставил локальные учетные записи и на Windows 10 и на Windows 11, иначе время зависело бы и от скорости аутентификации.
Холодный запуск дольше у Windows 11. Около 19 секунд против примерно 14 у Windows 10.
А вот загрузка после выключения компьютера — наоборот быстрее на Windows 11. Хотя незначительно 8 секунд против 9.
Особенности интерфейса Windows 11
Ну и теперь по интерфейсу.
Панель задач
Думаю главное отличие — это меню задач, то есть нижняя панель. Она стало толще, и иконки приложений теперь по умолчанию по центру.
Нет привычного меню пуск. Есть раздел с приложениями, там же рекомендации где собраны последние открытые программы и файлы.
Есть кнопочка перехода на список всех программ.
Как отключить раздел рекомендаций я не нашёл. На мой взгляд — он занимает слишком много места. Как изменить его размер я тоже не нашёл.
А вот вернуть значки влево — это можно. Соответствующая настройка для меню есть.
Из важного для нижней панели — это то, что пропала функция создания своих панелей. Будем надеятся, что к релизу её вернут обратно, так как функция эта довольно удобная, удобнее чем обычный меню пуск любых версий виндовс. В общем-то опытные виндоводы пуском никогда и не пользовались, ни в десятке, ни в семёрке, ни в более ранних версиях, потому что собственные панели — это собственные панели, ты делаешь её сам для себя ровно так как тебе удобно.
Ещё странная вещь — на нижнюю панель нельзя для закрепления программы просто перетащить ярлык.
Удивительно но на это нарисовали даже специальный крестик, я его больше нигде в интерфейсе не встречал. Почему то время, которое было потрачено на рисование крестика не потратили на то, чтобы реализовать закрепление значков перетаскиванием для меня пока остаётся загадкой.
Ну а так — закрепить значки можно через контекстное меню.
Меню деления экрана
Вторая вещь, которая сразу бросается в глаза — это появление нового меню для деления экрана при наведении на кнопку развернуть окно в полный экран.
Это меню позволяет делить экран на две, три или четыре части. На 3 раньше разделить было нельзя, ну и меню этого не было в принципе. Деление на половину и четверти — тоже никуда не делось и как и ранее оно доступно через комбинацию win и стрелки. А вот сделать через win и стрелки деление на трети — нельзя.
Ещё по умолчанию в Windows 11 выключена функция шейкер, когда можно свернуть все окна кроме активного, если им потрясти. Но вернуть эту функцию можно в настройках в том же меню, где настраивается новое всплывающее меню для деления экрана.
Меню это тоже можно выключить, и также можно детально настроить поведение окон при их подстраивании друг к другу. В общем — в этой части сделали всё хорошо. Работает ровно так как ты это ожидаешь.
Закругление окон
Ещё одна вещь,которая сразу бросается в глаза — это закругление окон.
Работает оно и в старых окнах которые использовали стандартные Windows Api. Но пока есть и сложности с этой функцией. Например виндосовсеие ножницы пока не научились делать скриншоты окон с закруглениями, делая прямоугольные границы, вместо скруглённых, хотя сами ножницы имеют в том числе и функцию свободного захвата областей, так что сделать захват окон не захватывая углы — можно было бы.
Обновлённый проводник
Хуже всего выглядит новый проводник (выглядит он как старый, но с новыми цветными значками он похож на торговый центр завешанный цветастой рекламой), особенно в тёмном стиле.
Все части окна как-то криво выровнены, то что их можно выравнивать вручную ситуацию не спасает. Надеюсь к релизу с этим что-то сделают.
Ещё одно маленькое обновление проводника — это действия по открытию папок в случае если запрашиваемый жёский диск запаркован. Раньше проводник показывал папки из имеющихся закешированных данных до того как диск не раскрутиться, и если это происходило долго, то система немного подвисала. Теперь же проводник не позволяет ничего открывать до тех пор пока диск не раскрутиться.
Ну и ещё в проводнике изменили отображение стандартных значков, теперь они цветные и изменили межстрочных интервала для отображения папок и файлов.
Теперь на экран помещается меньше строк. опять же и более толстый пуск делает рабочее пространство меньше. Настроить и толщину панели и шаг папок я не нашёл где. так что эффективность рабочей области компьютера сильно снизилась. Но справедливости ради стоит отметить, что это общий тренд сейчас такой. Допустим недавно обновился Firefox и его верхние панели тоже стали толще, отобрав часть рабочего пространства страницы.
Будем надеятся этот тренд быстро пройдёт и опять станет важным — дать пользователю наиболее крупную рабочую область, текущий расклад снижает эффективность работы за компьютером.
Но суть более толстых меню — это, конечно, удобство работы на сенсорных экранах.
Однако — Windows умеет определять есть ли сенсорный экран, так что сделать так чтобы всё было толще только с сенсорными экранами — а с обычными оставить как есть — пока не поздно. Надеюсь к релизу Microsoft это сделает.
Двухступенчатая тёмная тема
Ну и коли я уже показал тёмную тему, то стоит отметить, что в Windows 11 тёмная тема двухступенчатая.
Можно сделать тёмную тему всего, а можно сделать тёмную тему только нижней панели и нового пуска. А остальное оставить светлой темой. Учитывая то, как жутко выглядит проводник в тёмной теме сейчас — данная настройка совершенно не лишняя.
Ну и вообще надеюсь что к релизу проводник переделают, сделают нормальным деление его на части, а не этот кривой конструктор, а так же добавят вкладки.
Меню для виджетов
Ещё из важных особенностей — это новое меню с новостями и виджетами, но его я показать не могу, так как в локальной версии оно не доступно.
Но в целом — штука странная.
Получается, что есть отдельное меню с уведомлениями, которое есть и в Windows 10 и есть отдельное меню с новостями и виджетами и они имеют разные размер и разный дизайн и анимации. Может быть дизайн приведут к общему виду, но пока жуткая разносортица.
Потребность в двух разных меню, вместо одного более функционального пока для меня тоже не совсем понятна. Лично на мой взгляд хватило бы и одного меню. тем более — блок настроек — это по сути тоже виджет. То есть системные уведомления и уведомления от приложений в одном меню, и виджет настроек в нём же, а часть информации в виде новостей и другие виджеты будут в другом меню. В общем — странно это всё.
Часть 2. Внутренние изменения
Внешний вид — внешним видом, но операционная система — это прежде всего та штука, которая позволяет запускать ПО и которая должна наиболее корректно распределять ресурсы компьютера.
Операционная система может замедлить работу софта или наоборот сделать её быстрее, на одном и том же железе.
Баги
И этот раздел начнём с багов.
Первое — это то, что конкретно у этой сборки проблемы с кириллицей.
Система изначально английская с подгрузкой русской локализации. Обычно в таких системах нет проблем с кириллицей, но у этой системы проблемы есть. Причём в некотором ПО работает всё нормально, а в некотором — нет.
Проблема тоже проявляется по разному.
Например афтербёрнер абаркадабрит.
А бенчмарк ATTO просто не показывает кириллические символы в некоторых меню.
Есть проблемы и по запуску программ в кириллических папках. Допустим установщики не все запустились при наличии кириллицы в пути где они лежат.
Есть проблемы и по совместимости.
Например старая версия автобёрнера отказалась устанавливаться в Windows 11.
Ещё возникали ошибки установки компонентов Windows. В частности .net библиотек новых версий.
Однако приложения использующие новые библиотеки — работали нормально. Моё предположение, что часть библиотек уже было в системе и установщик софта не имел такого сценария развития событий.
Это к слову о том, что некоторые считают, что кроме интерфейса ничего не поменялось. В общем — поменялось, иначе бы и локализации вставали нормально и проблем по совместимости бы не было.
Естественно я тестировал систему бенчмарками и играми. Касаемо багов — внутренний анализатор загруженности железа в игре WWZ не смог на API вулкан верно считывать процент загрузки видеокарты.
На саму игру это не влияло, но если бы была включена функция динамического скейлирования в игре — этот баг в работе с API Вулкан на Windows 11 мог бы приводить к неверному расчету доступного разрешения рендеринга.
В остальном каких-то серьезных багов я не заметил. Система уже достаточно стабильная для длительной работы и установки софта. А софт я ставил по большей части чтобы проверить работоспособность, мало что из установленного было именно для тестов.
В общем учитывая то, что данная система не дошла даже до этапа распространения по быстрому кругу обновлений для инсайдеров — то стабильность можно оценить как очень хорошую.
На быстром круге подобные баги вполне были бы обыденными.
Изменение производительности (Windows 10 vs Windows 11)
Начнём обычных бенчмарков.
3D Mark TS.
Есть небольшое преимущество у Windows 10. По процессорным баллам — разница около 300. Это чуть выше погрешностей. По видеоподсистеме — разница в рамках погрешности теста.
Ещё я протестировал 3D Mark APi бенчмарк.
Он правда считается устаревшим, и в текущий момент из него убрали вывод значений вызовов на отрисовку для DX12.
Ну и вообще у него довольно большой разброс значений, поэтому его так быстро отправили на пенсию.
тем не менее по нему можно оценить эффективность обработки вызовов на отрисовку в разных API: DX 11 в сигнл режиме, DX11 в мульткоре, DX12 и вулкане.
Результаты показали, что различия Windows 10 и 11 не выше погрешностей тестирования.
К играм мы ещё вернёмся позже.
7-Zip — различия в рамках погрешностей теста.
Win-rar — Windows 10 быстрее, чем 11 и почему так я в будущих тестах покажу. Это не случайные показания, десятка действительно в этом тесте должна быть быстрее, чем 11.
Cb R15 разница не превышает погрешностей.
Cb R20 — разница тоже не превышает погрешностей.
Короче — пока глобальной разницы не видно, но всё же видно, что разница есть.
Далее для того чтобы симулировать различные задачи я использовал бенчмарки входящие в состав пакета Sandra от sisoftware.
Ну и критериев оценки я задал намного больше, порядка 60-ти
Отчёты по тестам:
Windows 10 CPU:
Windows 11 CPU:
Windows 10 GPU:
Windows 11 GPU:
Сводные диаграммы по тестам:
Тут вы можете увидеть разницу между Windows 10 и Windows 11. Видно, что в большинстве тестов — значения в рамках погрешностей.
Но — не все.
В блоке научных расчётов двойной точности Microsoft что-то поломали и производительность на умножении матриц упала на треть, а в расчётах быстрого преобразования Фурье на 11%.
Итоговая разница по блокам научных расчётов двойной точности по мнению сандры — “-22” %.
В общем -после релиза финальной Windows 11 надо будет проверить — исправили этот косяк или нет.
Дальше начались отличия в расчетах для неройсетей одинарной точности.
Windows 11 почти на 7% обогнала десятку в расчётах на обученных свёрточных нейросетях.
Но при этом почти на 5% отстаёт при обучении в рекурентных нейросетях.
В общем — видно, что в этой части microsoft какую-то работу проделывали, но пока не везде всё работает гладко.
дальше отличия при работе через фреймфорки.
Опять же напомню, что какие-то трудности были и с установкой компонентов от .net что намекает на то, что microsoft что-то там переделали.
Ну и результаты показывают, что пока что переделали не в лучшую сторону.
Вычисления с плавающей точкой одинарной точности показали падение производительности более, чем на 14%. Но в целом — падение есть во всех типах задач, что есть в бенчмарках. Короче — выделение ресурсов компьютера через фреймворки — стало ещё хуже, чем было. Хотя казалось бы — куда ещё хуже, чем было? Посмотрим что будет на релизе, но возможно были внесены какие-то изменения, которые позволили увеличить поддержку разных систем, то есть сделать среду более кроссплатформенной, из-за чего на x86 производительность упала и такой она останется и на релизе Windows 11.
Что касается тестов GPU то тут в целом везде разница на уровне погрешностей кроме транскодирования видео.
Вообще можно было бы сделать тесты из кучи кодеков в другую кучу кодеков, этого бы хватило ещё на сотню тестов, но, честно говоря, к этому моменту я уже изрядно вымотался, но удачно попал на замедляющийся вариант.
В общем — поддержка кодирования из WMV, он же VC1 в h.264 была ухудшена. Не сказал бы, что это сейчас важная задача, VC1 уже давно устарел, тем не менее — скорость кодирования упала.
Ещё одно отличие но уже в сторону роста производительности Windows 11 — это обработка изображения фильтром типа имитации картины маслом. Этот вид расчёта на видеокарте ускорился на 6%, в сравнении с Windows 10.
Короче — по видеокартам значимого ничего в Microsoft не сломали, поломали только из незначимого.
ну и теперь перейдём к тестам ОЗУ.
По задержкам — разница в рамках погрешностей, а вот ПСП на Windows 11 она немного снизилась.
Возможно введены какие-то новые системы безопасности или что-то такое. И тогда это падение останется, а возможно это какие-то проблемы в работе, и в релизе это исправят, в будущем это тоже проверим.
Но именно с этой разницей я связываю то, что в Win-rar Windows 10 быстрее, чем Windows 11. Win-rar сильно реагирует на изменение в ПСП и латентности памяти.
Производительность в играх
Ну и теперь переходим к играм. Вернее игра будет одна, но в двух разных API и всего в 4-х разных случаях тестирования по три прогона в каждом случае, ну или всего 12 прогонов теста одной игры.
DX11 с упором в процессор
DX11 с упором в видеокарту
API Vulkan с упором в процессор
API Vulkan с упором в видеокарту
Процессор i9 9900k в стоке
Оперативная память 2133 МГц 2*8 ГБ в стоке
Видеокарта RTX 2070 в стоке
DX11 упор в процессор.
По графикам времени кадра — разницу не видно, так что предлагаю рассмотреть график распределения вероятности времени кадра.
Напомню, что тут — толстое начало в области низких FPS свидетельствует о наличие микрофризов, а общую производительность можно оценивать по смещению графиков влево или вправо. Чем график правее, тем выше производительность.
В области FPS от 100 до 150 видно едва превышающее погрешности преимущество Windows 11. Во всех остальных диапазонах FPS — результаты в рамках погрешностей тестирования. Собственно по 3 прогона я делал именно для оценки погрешностей.
На API вулкан по графика времени кадра — опять сложно увидеть разницу по общим значениям, но можно увидеть что в начале теста на Windows 10 есть больше длинных кадров.
Дальше рассмотрим тесты на графиках распределния мгновенного FPS.
Тут по более толстому началу графиков на Windows 10 как раз видны эти долгие кадры, которых нет на графиках для Windows 11.
По остальным областям FPS — разница в рамках погрешностей тестирования.
Ну и так же стоит отметить, что то, что игра не могла правильно определять процент загрузки видеокарты — на производительности не отразилось.
теперь посмотрим как дела обстоят при упоре системы в этой же игре в видеокарту.
DX11 по графикам времени кадра видно в серединной части теста небольшоё перевес в сторону Windows 11, графики времени кадров чуть ниже.
На распределениях — эта разница становится более очевидной. Понятное дело — что разница совсем небольшая, но и железо у нас идентичное, а производительность изничего — это всегда приятно.
Перейдём на API Vulkan.
На графиках времени кадра опять примерно на середине теста видно небольшое преимущество Windows 11.
А вот на распределениях видно, что преимущество по сути взялось просто от разбросов результатов.
По сути — разницы в показаниях нет. Если бы мне сказали, что это просто 6 тестов сделанных на одной системе я бы никакого подвоха бы не заметил.
Выводы
Ну и коротко лично моё мнение о Windows 11. Оно, конечно, может отличаться от вашего.
Мне в целом — система понравилась. Не нравиться, что очень много места отбирают не нужные рекомендации, наличие двух меню с виджетами разных стилей и то, что пропала возможность делать свои панели. Это всё вещи поправимые. ну и проводник пока что странный, надеюсь с ним к релизу что-то сделают нормальное. По работе — уже сейчас видно, что супер критичных косяков на старте не будет, потому что их не так много и сейчас. Сама система выглядит свежо, в духе современных стилей. В целом — всё привычно, но есть мелкие новые вещи. Система не вызовет особых сложностей при переходе у пользователей, включая людей старшего возраста, скорее всего само обновление будет отлично ложиться на десятку, так как разница между системами не такая уж и большая. Проблем с драйверами как было с вистой тоже не будет. Проблем с глобальной совместимостью софта, как в Windows 10X — тоже не будет. В общем — должно всё пройти не хуже обычных полугодовых обновлений. Конечно, косяки будут какие-то и на релизе, это же Windows. Но в целом — пока всё норм. Напомню, когда я обозревал Windows 10X у которой было до несостоявшегося релиза несколько месяцев — вердикт у меня был совершенно противоположный, но и сами майки тогда эту Windows и отменили. тут же надо только шлифануть, благо сейчас компания получает от людей фитбек, включая и это и подобные ему видео и ваши комментарии, и к релизу главные косяки — уберутся.